Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на такие критерии выбора CMS для сайта, которые напрямую влияют на ранжирование вашего сайта в поисковых системах. Думаю, правильным будет, если я начну с определения, что такое CMS.

Любой сайт – это набор HTML страниц. Страницами можно управлять каждой по отдельности, редактируя одну и ту же информацию на всех страницах вручную, например, добавлять новый пункт меню, если добавилась новая рубрика, или прописывать каждой странице уникальный Title. Для этого придется открывать каждую страницу в редакторе и вставлять новую информацию. Согласитесь, это не удобно, нудно и занимает много времени.
Поэтому была придумана специальная программная оболочка, которая, во-первых, структурирует всю информацию, которая содержится на вашем сайте, во-вторых, позволяет быстро вносить изменения на разных страницах при минимуме затрачиваемого времени.
CMS создаются командой разработчиков и распространяются платно или бесплатно, или отдельным программистом под индивидуальные нужны организации, заказавшей индивидуальный движок для сайта.
Каждая CMS обладает стандартным набором функций и призвана содержать ваш сайт в строгом порядке и обладать удобным интерфейсом для редактирования содержимого сайта. Т.е. CMS создана непосредственно для владельцев сайтов, и ориентирована на человека, работающего в ней. И в этом кроется большая ошибка разработчиков.
На самом деле с сайтом взаимодействует не только его владелец, но и посетители, которые приходят на сайт, а так же, что тоже немаловажно, поисковые роботы, которые индексируют ваш сайт.
Очень часто разработчики CMS, к сожалению, этого не учитывают. Это не пустой разговор, а реальность, с которой мне довелось не раз уже столкнуться. Именно поэтому я решила посвятить этому статью, в надежде, что мои советы помогут вам при выборе CMS. Повторю только – с точки зрения поискового продвижения.
Преимущественно, все описанное дальше не относится к популярным движкам, таким как Joomla, Drupal, WordPress и другим. А больше актуальна для менее известных CMS. А так же, актуальна, если заказывается самописная CMS. Ведь талантливый программист, который пишет движок для сайта, может не знать требований, которые предъявляют поисковые системы сайтам. Для программиста – созданная CMS будет шедевром, а для владельца сайта, его посетителей и поисковых систем – наказанием.
Итак, принимая решение о использовании какой-либо CMS, необходимо учитывать ряд условий.

CMS – это система управления контентом/содержимым (Content Managment System), но на самом деле более правильно говорить Web Content Managment System (WCMS) – система управления веб-содержимым. Вы так же можете встретить такое понятие, как движок сайта – это, так сказать, разговорное название CMS.
Любой сайт – это набор HTML страниц. Страницами можно управлять каждой по отдельности, редактируя одну и ту же информацию на всех страницах вручную, например, добавлять новый пункт меню, если добавилась новая рубрика, или прописывать каждой странице уникальный Title. Для этого придется открывать каждую страницу в редакторе и вставлять новую информацию. Согласитесь, это не удобно, нудно и занимает много времени.
Поэтому была придумана специальная программная оболочка, которая, во-первых, структурирует всю информацию, которая содержится на вашем сайте, во-вторых, позволяет быстро вносить изменения на разных страницах при минимуме затрачиваемого времени.
Т.е. с помощью CMS мы эффективно управляем всем содержимым своего сайта без каких-либо знаний в веб-программировании.
CMS создаются командой разработчиков и распространяются платно или бесплатно, или отдельным программистом под индивидуальные нужны организации, заказавшей индивидуальный движок для сайта.
Каждая CMS обладает стандартным набором функций и призвана содержать ваш сайт в строгом порядке и обладать удобным интерфейсом для редактирования содержимого сайта. Т.е. CMS создана непосредственно для владельцев сайтов, и ориентирована на человека, работающего в ней. И в этом кроется большая ошибка разработчиков.
На самом деле с сайтом взаимодействует не только его владелец, но и посетители, которые приходят на сайт, а так же, что тоже немаловажно, поисковые роботы, которые индексируют ваш сайт.
Очень часто разработчики CMS, к сожалению, этого не учитывают. Это не пустой разговор, а реальность, с которой мне довелось не раз уже столкнуться. Именно поэтому я решила посвятить этому статью, в надежде, что мои советы помогут вам при выборе CMS. Повторю только – с точки зрения поискового продвижения.
Преимущественно, все описанное дальше не относится к популярным движкам, таким как Joomla, Drupal, WordPress и другим. А больше актуальна для менее известных CMS. А так же, актуальна, если заказывается самописная CMS. Ведь талантливый программист, который пишет движок для сайта, может не знать требований, которые предъявляют поисковые системы сайтам. Для программиста – созданная CMS будет шедевром, а для владельца сайта, его посетителей и поисковых систем – наказанием.
Итак, принимая решение о использовании какой-либо CMS, необходимо учитывать ряд условий.
Установка шаблона с блочной версткой
Я уже не раз говорила, что одним из требований поисковых систем является соблюдение стандартов W3C. Рекомендации на блочную верстку впервые были озвучены аж в 1998 году. И если тогда ещё допускалось использование табличной верстки, то сейчас она в прямом смысле этого слова – прошлый век.
Но почему то есть ещё чудо-мастера, которые делают табличные шаблоны, а некоторые CMS если и поддерживают блочную верстку, то очень слабо. Если сайт существует уже более 3-5 лет, то табличная верстка не вызывает удивления, но когда я вижу табличные сайты, созданные менее 1 года назад, становится очень грустно. О чем думал разработчик, создающий шаблон? Больше всего удивляет ситуация, когда такие шаблоны распространяются в составе CMS.
Поэтому, выбирая CMS узнайте, какие шаблоны в ней применяются. Может быть так, что CMS поставляется со стандартным шаблоном, который представляет из себя каркас, который наполняется модулями, при этом создается уникальный дизайн. Но при этом каркасом является таблица, а не дивы.
Как правило, всегда можно увидеть демо-версию сайта. Правильным будет, если вы откроете исходный код страницы и посмотрите верстку. Правда, для этого надо немного понимать, в чем разница между табличной версткой и блочной. Если применяется табличная верстка, то в исходном коде обязательно будут теги
Но почему то есть ещё чудо-мастера, которые делают табличные шаблоны, а некоторые CMS если и поддерживают блочную верстку, то очень слабо. Если сайт существует уже более 3-5 лет, то табличная верстка не вызывает удивления, но когда я вижу табличные сайты, созданные менее 1 года назад, становится очень грустно. О чем думал разработчик, создающий шаблон? Больше всего удивляет ситуация, когда такие шаблоны распространяются в составе CMS.
Поэтому, выбирая CMS узнайте, какие шаблоны в ней применяются. Может быть так, что CMS поставляется со стандартным шаблоном, который представляет из себя каркас, который наполняется модулями, при этом создается уникальный дизайн. Но при этом каркасом является таблица, а не дивы.
Как правило, всегда можно увидеть демо-версию сайта. Правильным будет, если вы откроете исходный код страницы и посмотрите верстку. Правда, для этого надо немного понимать, в чем разница между табличной версткой и блочной. Если применяется табличная верстка, то в исходном коде обязательно будут теги
<table>
<tbody>
<tbody>
А содержимое сайта, меню, статьи всегда будут внутри тегов
<tr><td>Содержание сайта</td>
<td>Содержание сайта</td></tr>
<td>Содержание сайта</td></tr>
Даже если вы совсем ничего не понимаете в этом, просто знайте, если на странице очень много <tr>, <td>, значит используется табличная верстка

Очень часто применяется комбинированная верстка. Когда весь сайт представляет из себя три контейнера <div> - дива, в первом контейнере содержится шапка сайта, в третьем содержится подвал сайта, а в середине, во втором контейнере – таблица. Это тоже плохо.
Внутри таблицы могут так же применяться дивы <div>содержимое</div>, но суть остается той же.
В идеальной верстке исходный код сайта должен иметь такой вид:

Надеюсь, разница между двумя примерами понятна.
Очень часто применяется комбинированная верстка. Когда весь сайт представляет из себя три контейнера <div> - дива, в первом контейнере содержится шапка сайта, в третьем содержится подвал сайта, а в середине, во втором контейнере – таблица. Это тоже плохо.
Внутри таблицы могут так же применяться дивы <div>содержимое</div>, но суть остается той же.
В идеальной верстке исходный код сайта должен иметь такой вид:
Надеюсь, разница между двумя примерами понятна.
Возможности для внутренней оптимизации
С версткой закончили. Следующее, на что необходимо обратить внимание, это возможности CMS для внутренней оптимизации. К сожалению, во многих CMS в стандартных настройках нет элементарного ЧПУ – человекопонятных урлов, когда в адресной строке не какая-то абракадабра из символов, а читаемый адрес.
ЧПУ очень важны:
Так же, из часто встречаемых проблем – неправильное отображение title, заголовка страницы, одного из самых важных тегов для поискового продвижения.
Стоит упомянуть и другие приемы оптимизации сайта, а именно заголовки в тегах <h1>, <h2>…<h6> . Можно это отнести и к предыдущему пункту – возможности использования правильного шаблона для сайта. Главное, что заголовки в этих тегах так же очень важны для поискового продвижения, и должны быть правильно использованы в шаблоне сайта или легко настраиваться в уже готовом шаблоне.
Тут же хочу предупредить, что при интеграции CMS с программами, например 1C, могут так же возникнуть проблемы с заголовками. Если на сайт данные выгружаются из сторонней программы, обратите внимание, чтобы для каждой созданной таким образом страницы была возможность настроить уникальные мета-теги.
Это очень актуально при создании интернет-магазина. Ведь в интернет-магазине, как правило, большое количество страниц с товарами, и не целесообразно заниматься продвижением таких страниц с помощью покупки ссылок.
Поэтому сайт должен быть максимально оптимизирован, чтобы страницы с отдельными товарами выходили в топ по низкочастотным запросам благодаря трасту ресурса и внутренней оптимизации. А во внутренней оптимизации самую большую роль играют именно заголовки. Поэтому очень важно, чтобы для каждой страницы можно было создавать уникальные title и отдельные описания в мета-тегах.
ЧПУ очень важны:
- для правильной индексации сайта поисковыми роботами,
- для избегания дублирования, что очень влияет на поисковое продвижение.
Так же, из часто встречаемых проблем – неправильное отображение title, заголовка страницы, одного из самых важных тегов для поискового продвижения.
Стоит упомянуть и другие приемы оптимизации сайта, а именно заголовки в тегах <h1>, <h2>…<h6> . Можно это отнести и к предыдущему пункту – возможности использования правильного шаблона для сайта. Главное, что заголовки в этих тегах так же очень важны для поискового продвижения, и должны быть правильно использованы в шаблоне сайта или легко настраиваться в уже готовом шаблоне.
Тут же хочу предупредить, что при интеграции CMS с программами, например 1C, могут так же возникнуть проблемы с заголовками. Если на сайт данные выгружаются из сторонней программы, обратите внимание, чтобы для каждой созданной таким образом страницы была возможность настроить уникальные мета-теги.
Это очень актуально при создании интернет-магазина. Ведь в интернет-магазине, как правило, большое количество страниц с товарами, и не целесообразно заниматься продвижением таких страниц с помощью покупки ссылок.
Поэтому сайт должен быть максимально оптимизирован, чтобы страницы с отдельными товарами выходили в топ по низкочастотным запросам благодаря трасту ресурса и внутренней оптимизации. А во внутренней оптимизации самую большую роль играют именно заголовки. Поэтому очень важно, чтобы для каждой страницы можно было создавать уникальные title и отдельные описания в мета-тегах.
Расширение функционала
Разобравшись с этим, стоит уделить внимание таким дополнениям для CMS, которые позволяют расширять ее функционал. Например, интеграция социальных приложений – кнопок, виджетов. Ведь сейчас качественная раскрутка сайта немыслима без SMO и SMM продвижения. И даже, если вам сейчас кажется, что это несущественно, на самом деле это не так.
- Во-первых, поисковые системы индексируют социальные сети, поэтому наличие страницы сайта в социальной сети очень благоприятно скажется на продвижении сайта в целом.
- Во-вторых, через социальные сети очень быстро и легко распространяется информация, и о вашей организации в короткий промежуток времени может узнать на много больше людей, пока вы будете медленно ползти в топ по выбранным запросам.
- В-третьих, присутствие в социальных сетях даст вам дополнительный авторитет среди пользователей, увеличит узнаваемость бренда.
- В-четвертых, приведу такой пример. Если на вашем сайте предполагается авторизация, то возможность подключиться к вашему сайту через профиль в социальной сети обязательно увеличит конверсию на сайте. Ведь для пользователя намного проще подтвердить свое согласие на подключение к профилю нажатием одной кнопки, чем долго и нудно заполнять поля для регистрации.
Быстродействие движка
Хоть я и поставила этот пункт в самом конце, однако он не последний, а даже наоборот, очень сильно важный. Сейчас скорость загрузки сайта влияет на ранжирование. Это значит, что более легкий сайт с быстрой загрузкой в поисковой выдаче может оказаться выше вашего и вы никак не сможете его обогнать. Поэтому при выборе CMS стоит это учитывать.
Подводя итоги
Хотелось бы ещё добавить, что выбирая бесплатные CMS с открытым исходным кодом, вы всегда сможете настроить ее под свои нужны самостоятельно (если подтяните свои знания в сайтостроении) или привлечь программиста со стороны, который это сделает.
Если же вы приобретаете коммерческую CMS с закрытым исходным кодом, вы на всю жизнь останетесь зависимыми от разработчика данной CMS. Поэтому в этом случае стоит ещё более серьезно подойти к выбору. Ведь возможно, за дополнительный функционал всегда придется доплачивать.
Я понимаю, что в этой статье много информации, сложной для понимания человеку, впервые столкнувшемуся с этим, но я надеюсь, это сможет хоть немного уберечь вас от ошибок.
Резюмируя все вышесказанное, при выборе CMS, чтобы не было проблем с продвижением выбирайте ту, которая:
Удачного продвижения.
Если же вы приобретаете коммерческую CMS с закрытым исходным кодом, вы на всю жизнь останетесь зависимыми от разработчика данной CMS. Поэтому в этом случае стоит ещё более серьезно подойти к выбору. Ведь возможно, за дополнительный функционал всегда придется доплачивать.
Я понимаю, что в этой статье много информации, сложной для понимания человеку, впервые столкнувшемуся с этим, но я надеюсь, это сможет хоть немного уберечь вас от ошибок.
Резюмируя все вышесказанное, при выборе CMS, чтобы не было проблем с продвижением выбирайте ту, которая:
- более популярна (в таком случае всегда легко найти информацию по движку, поддержку)
- обладает гибкими настройками
- обладает широким функционалом или функционал легко увеличивается за счет расширений
- быстро работает
Удачного продвижения.